Рускiй центръ

Бъегини eсмь
Б е р е г и н и   Е с м ь

Н о в о с и б и р с к ъ
Суббота 24 августа 2019




Копное право

Сейчас многие кричат о копном праве, как о панацее.
Когда их спрашиваешь что это такое, как они это понимают, то они «плывут» в ответах.
Что же такое это «Копное право»?

Копное право

Материал из Википедии
Копное право — это совокупность народных юридических норм и обычаев, мирское самоуправление, форма прямой демократии.

Копа́ (копна́, скоп народа, укр. круг, мир, сходка, громада) - собрание сходатаев для решения вопросов, связанных с жизнью общин.
Копной суд считается некоторыми историками одним из древнейших коллегиальных судебных органов на территории славянских государств.

Этимология

Слово «копа» («купа») — являет собой древний славянский корень, встречающийся в таких словах как «скопом», «совокупность», «скопище», «копна», «копить», «копать» и т. д.
В южнославянских языках синонимом слова «собрание» (сборщина) по-прежнему является слово «скупщина», именно скупщиной именуются парламенты в некоторых республиках бывшей Югославии. «В актах XVII века слово копа исчезает и употребляется везде слово громада».

Копа собиралась для совещания, то есть на вече. Новгородское вече — это разновидность городского копного права.

Функции

Копа могла открывать и преследовать преступников, судить и наказывать их, присуждать и доставлять обиженному вознаграждение и,
наконец, не допускать нарушения законов копы.
На скопище (собрании) устанавливалась, согласно праву копы, круговая порука, когда вся община отвечала за проступки своих членов, а также ручалась за безопасность жизни и имущества как своих, так и пришельцев. При уголовном деле копа вела «расспрос», а также искала преступника, устанавливала его «лик» (от этого происходит слово «улика»).

Состав

Численность копы могла колебаться от 100 до 300 человек. «Копа собиралась в центральном месте сельской общины, которое называлось коповище или копище, и занималась исследованием и решением дел под открытым небом. Для исследования дел уголовных копа собиралась на месте преступления: в дубраве, в бору, под горою. Если нужно было решить спор о поземельной собственности, то копа собиралась на спорной земле; а когда в округе общины оказывался труп убитого человека, то копа собиралась в том месте, где находился труп или его разрозненные члены».

Собиралась копа под звон била, колокола, также на копу созывали подачей светового сигнала — костра.
Одно многолюдное селение могло составлять отдельную общину. Такую общину составляло, например, село Богуринское в Луцком повете (Волынское воеводство), принадлежавшее нескольким помещикам. Но общины, состоящие из одного селения, встречались редко; большей частью они включали в себя несколько (от четырёх до десяти) соседних близлежащих весей (сёл), сходатаи которых собирались в особом месте («местечке»). Откуда до сих пор сохранилось название главного села (теперь районного центра) — «мисто». Со временем главное село могло перерасти в город, который сохранял в своём управлении копное право, а его жители назывались мищанами (мещанами).

Правом прийти на копу пользовались лишь домохозяева, женатые мужчины, имевшие кроме собственности и постоянную оседлость.
Это были старейшины — главы родов.
Их ещё называли сходатаи, судьи копные, мужеве, обчие, то есть общинные мужи.
Сыновья и братья, не имевшие отдельных хозяйств, а также женщины являлись в собрание только по особому требованию копы, как правило, для свидетельских показаний. ( выделено мною )

Присутствовали на копе и старцы, мнение которых спрашивали в тех случаях, когда нужно было вынести приговор на основании давнишних решений копы. Однако, старцы и сходатаи — это не одно и то же. Старцы не имели права голоса на копе, но их советы играли решающую роль. Присутствовал на копе и священник, он приводил подсудимых к присяге. Правовые принципы Копное право основывалось на правиле единогласия — прихода к единому мнению всех собравшихся сходатаев. На копе поощрялось индивидуальное прощение пострадавшим обидчику, а также искренне всенародное раскаяние преступника. Обязательно учитывалось прощение смертельно раненного и его последняя воля.

Ведению копного суда подлежали все лица простого сословия, имевшие оседлость в округе сельской общины, как, например, крестьяне, свободные поселенцы и мещане городов, не пользовавшихся магдебургским правом.
В некоторых случаях власть копы простиралась и на самих помещиков: последние могли добровольно представлять копе решение возникавших между ними споров; но копа могла производить и следствие над помещиком, имевшим, впрочем, право требовать, чтобы дальнейшее исследование дела было предоставлено уряду гродскому.
В порядке судопроизводства копа следовала своим древним обычаям; совокупность их называлась в памятниках копным правом; некоторые обычаи этого права вошли в состав литовского статута. По началам копного права, обиженному самому предоставлялось отыскивать своего шкодника (обидчика), собирать доказательства и т.д., что называлось обыском; если истец не мог отыскать шкодника, то он требовал собрания копы.

Неявившееся селение по приговору копного суда должно было удовлетворить истца, а само могло искать виноватого.

По установившемуся обычаю, копа всякое дело старалась закончить в три собрания; на первом, если ей нужно было по горячим следам открывать преступление, она называлась горячей, а с третьего — завитою или головною.
До завитой копы доходили лишь запутанные дела. Для разъяснения обстоятельств преступления и для открытия виновного копа употребляла два способа: опыт, т.е. расспрос на копе сходатаев и других лиц, и лик, т.е. исследование улик.
Истец мог объявить, кого он считает преступником, а также мог изъявить подозрение, что кто-нибудь знает преступника, но не хочет его выдать; обвиняемый или подозреваемый должен был дать вывод, т.е. очистить себя от подозрения; истец мог требовать, чтобы обвиняемый был подвергнут пытке.

Если после трёх сходок копа объявляла, что не знает ни о преступлении, ни о преступнике, то истец мог выбрать нескольких мужей и потребовать от них присяги в том, что они ничего не знают; если избранный отказывался от присяги, он должен был удовлетворить истца.
Если преступником были оставлены следы, истец, собрав копу, гнал след; каждое селение обязано было отвести след от своих земель; если селение отказывалось отвести след, то должно было удовлетворить истца за причиненный преступником вред. Если истец, производя обыск, отыскивал своего шкодника в каком-нибудь селении, то обращался к сельской громаде, которая, выслушав жалобу истца, обязана была выдать преступника; последний препровождался на место преступления и предавался копному суду; приговорённый к смертной казни тотчас передавался в руки палача.

Когда ответчик отказывался исполнить приговор копного суда, то сходатаи приглашали возного, излагали ему дело и вместе с ним отправляли от себя посланцев в уряд гродский для записи приговора в актовые книги.
Постановления свои, или декреты, копный суд большею частью объявлял в словесной форме, но иногда излагал на бумаге. Решения копного суда исполнялись немедленно, и обжаловать их было практически невозможно.


Трактовок копного права много.
Я взял это описание потому, что оно во многом обобщает трактовки, кратко и довольно точно даёт суть такого права.

Если строго следовать принципам копного права, то ныне мужиков, годных для копы будет очень мало. Напомню:
«Правом прийти на копу пользовались лишь домохозяева, женатые мужчины, имевшие кроме собственности и постоянную оседлость....
Сыновья и братья, не имевшие отдельных хозяйств, а также женщины являлись в собрание только по особому требованию копы.»

Не попадут на копу ВСЕ Берегини ( женчины ), включая Надежду Петровну, не попаду на копу и я
- Пинчуков Евгений т.к. ныне не женат, дача есть, но нет своего домохозяйства.
Ныне мужиков, годных для копы 1 – 3 % от Руских мужчин.
Остальные не семейные, не имеют хозяйства, живут в кварирах, заняты таксистами, охранниками, сидят в думах или на зонах.

В головах людей очень много разных пониманий термина «копное право».
Одно из них это выборность представителей: десятского, сотского, тысяцкого.
Это многоуровневое делегирование своих прав.
А говорят, что копное право это якобы прямое управление народа.

Ныне, при демократических выборах ( они всегда лживые ) мы имеем одноуровневую систему делегирования прав народа ( в США двухуровневая ).
А при копном праве, если его допустить, система могла бы быть многоуровневой.
Поди докричись до того, кому отдал свои права.

Ныне упрощённое ( уплощённое ) копное право нам называют демократическими выборами.
Ныне действует копное право ( право представителей ) в ТСЖ, в дачных и садовых товариществах.
Люди стонут под его гнётом.

Закопёрщики


   В нынешних условиях, игнорируя единогласие, «копное право» применяют в ТСЖ,
в дачных и садовых товариществах и в других случаях анархии толпы.
Тогда, когда люди не верят властям, проявляют пассивность, не ходят на собрания.
Тогда «закопёрщики» волю людей подменяют волей «представителей».
Для этого оформляют представителя от 5 -10 квартир или участков.
Теперь уже эти представители участвуют в собраниях с правом голосования.
Обычные члены ТСЖ после этого лишены права голосовать.

Если при этом ещё и отменить политическую систему,
то это привело БЫ к хаосу, анархии, самосуду. К гражданской войной, как на Украине.




К/ст «Беларусьфильм» «Государственная граница» фильм первый 1 серия 1980 год.


К/ст «Беларусьфильм» «Государственная граница» фильм первый 2 серия 1980 год.
«Мы наш, Мы новый....»




Для тех, кто возомнил что он якобы на верху пирамиды власти, за многими рядами охранников.

К/ст «Ленфильм» «Каин XVIII» 1963 год.




Нам нужны Советы на всех уровнях управления.
Советы собираются сами ( по инициативе самих людей ) для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи.
При достижении поставленноой цели совет распускается.
В таких советах может принимать участие ( работать по «КОЛО» ) любой гражданин общества, начиная с мальчика или девочки с 5 лет ( умные дети и гении это достояние народа ).
А нам ведь такие и нужны. Такие советы могут осуществлять взаимодействие на базе ОЦП ( Общественной Цифровой Платформы ).
Участники территориально могут быть в разных местах. Вот это Советская власть.
В советах важно соблюдать баланс функций: знаток языка, жрец, старейшина, постановщик целей - генератор идей.
Мы ждём, что именно дети могут стать генераторами идей. Такие советы на деле станут единять поколения.



Пинчуковъ Евгенiй, Новосибирскъ 16 января - 20 января 2019 года.

Вопросы, замечания и предложения просим присылать по адресу:    beregini@cvarga.ru