Сейчас многие кричат о копном праве, как о панацее.
Когда их спрашиваешь что это такое, как они это понимают, то они «плывут» в ответах.
Что же такое это «Копное право»?
Копное право
Материал из Википедии
Копное право — это совокупность народных юридических норм и обычаев, мирское самоуправление, форма прямой демократии.
Копа́ (копна́, скоп народа, укр. круг, мир, сходка, громада) - собрание сходатаев для решения вопросов, связанных с жизнью общин.
Копной суд считается некоторыми историками одним из древнейших коллегиальных судебных органов на территории славянских государств.
Этимология
Слово «копа» («купа») — являет собой древний славянский корень, встречающийся в таких словах как «скопом», «совокупность»,
«скопище», «копна», «копить», «копать» и т. д.
В южнославянских языках синонимом слова «собрание» (сборщина) по-прежнему является слово «скупщина»,
именно скупщиной именуются парламенты в некоторых республиках бывшей Югославии.
«В актах XVII века слово копа исчезает и употребляется везде слово громада».
Копа собиралась для совещания, то есть на вече. Новгородское вече — это разновидность городского копного права.
Функции
Копа могла открывать и преследовать преступников, судить и наказывать их, присуждать и доставлять обиженному вознаграждение и,
наконец, не допускать нарушения законов копы.
На скопище (собрании) устанавливалась, согласно праву копы, круговая порука, когда вся община отвечала за проступки своих членов,
а также ручалась за безопасность жизни и имущества как своих, так и пришельцев.
При уголовном деле копа вела «расспрос», а также искала преступника, устанавливала его «лик» (от этого происходит слово «улика»).
Состав
Численность копы могла колебаться от 100 до 300 человек.
«Копа собиралась в центральном месте сельской общины, которое называлось коповище или копище,
и занималась исследованием и решением дел под открытым небом.
Для исследования дел уголовных копа собиралась на месте преступления: в дубраве, в бору, под горою.
Если нужно было решить спор о поземельной собственности, то копа собиралась на спорной земле;
а когда в округе общины оказывался труп убитого человека, то копа собиралась в том месте, где находился труп или его разрозненные члены».
Собиралась копа под звон била, колокола, также на копу созывали подачей светового сигнала — костра.
Одно многолюдное селение могло составлять отдельную общину.
Такую общину составляло, например, село Богуринское в Луцком повете (Волынское воеводство), принадлежавшее нескольким помещикам.
Но общины, состоящие из одного селения, встречались редко;
большей частью они включали в себя несколько (от четырёх до десяти) соседних близлежащих весей (сёл), сходатаи которых собирались в особом месте («местечке»).
Откуда до сих пор сохранилось название главного села (теперь районного центра) — «мисто».
Со временем главное село могло перерасти в город, который сохранял в своём управлении копное право, а его жители назывались мищанами (мещанами).
Правом прийти на копу пользовались лишь домохозяева, женатые мужчины, имевшие кроме собственности и постоянную оседлость.
Это были старейшины — главы родов.
Их ещё называли сходатаи, судьи копные, мужеве, обчие, то есть общинные мужи.
Сыновья и братья, не имевшие отдельных хозяйств, а также женщины являлись в собрание только по особому требованию копы, как правило, для свидетельских показаний.
( выделено мною )
Присутствовали на копе и старцы, мнение которых спрашивали в тех случаях, когда нужно было вынести приговор на основании давнишних решений копы.
Однако, старцы и сходатаи — это не одно и то же. Старцы не имели права голоса на копе, но их советы играли решающую роль.
Присутствовал на копе и священник, он приводил подсудимых к присяге.
Правовые принципы
Копное право основывалось на правиле единогласия — прихода к единому мнению всех собравшихся сходатаев.
На копе поощрялось индивидуальное прощение пострадавшим обидчику, а также искренне всенародное раскаяние преступника.
Обязательно учитывалось прощение смертельно раненного и его последняя воля.
Ведению копного суда подлежали все лица простого сословия, имевшие оседлость в округе сельской общины,
как, например, крестьяне, свободные поселенцы и мещане городов, не пользовавшихся магдебургским правом.
В некоторых случаях власть копы простиралась и на самих помещиков:
последние могли добровольно представлять копе решение возникавших между ними споров;
но копа могла производить и следствие над помещиком, имевшим, впрочем, право требовать, чтобы дальнейшее исследование дела было предоставлено уряду гродскому.
В порядке судопроизводства копа следовала своим древним обычаям; совокупность их называлась в памятниках копным правом;
некоторые обычаи этого права вошли в состав литовского статута.
По началам копного права, обиженному самому предоставлялось отыскивать своего шкодника (обидчика), собирать доказательства и т.д.,
что называлось обыском; если истец не мог отыскать шкодника, то он требовал собрания копы.
Неявившееся селение по приговору копного суда должно было удовлетворить истца, а само могло искать виноватого.
По установившемуся обычаю, копа всякое дело старалась закончить в три собрания;
на первом, если ей нужно было по горячим следам открывать преступление, она называлась горячей, а с третьего — завитою или головною.
До завитой копы доходили лишь запутанные дела.
Для разъяснения обстоятельств преступления и для открытия виновного копа употребляла два способа:
опыт, т.е. расспрос на копе сходатаев и других лиц, и лик, т.е. исследование улик.
Истец мог объявить, кого он считает преступником, а также мог изъявить подозрение, что кто-нибудь знает преступника, но не хочет его выдать;
обвиняемый или подозреваемый должен был дать вывод, т.е. очистить себя от подозрения; истец мог требовать, чтобы обвиняемый был подвергнут пытке.
Если после трёх сходок копа объявляла, что не знает ни о преступлении, ни о преступнике,
то истец мог выбрать нескольких мужей и потребовать от них присяги в том, что они ничего не знают; если избранный отказывался от присяги,
он должен был удовлетворить истца.
Если преступником были оставлены следы, истец, собрав копу, гнал след; каждое селение обязано было отвести след от своих земель;
если селение отказывалось отвести след, то должно было удовлетворить истца за причиненный преступником вред.
Если истец, производя обыск, отыскивал своего шкодника в каком-нибудь селении, то обращался к сельской громаде,
которая, выслушав жалобу истца, обязана была выдать преступника; последний препровождался на место преступления и предавался копному суду;
приговорённый к смертной казни тотчас передавался в руки палача.
Когда ответчик отказывался исполнить приговор копного суда, то сходатаи приглашали возного,
излагали ему дело и вместе с ним отправляли от себя посланцев в уряд гродский для записи приговора в актовые книги.
Постановления свои, или декреты, копный суд большею частью объявлял в словесной форме, но иногда излагал на бумаге.
Решения копного суда исполнялись немедленно, и обжаловать их было практически невозможно.
Трактовок копного права много.
Я взял это описание потому, что оно во многом обобщает трактовки, кратко и довольно точно даёт суть такого права.
Если строго следовать принципам копного права, то ныне мужиков, годных для копы будет очень мало. Напомню:
«Правом прийти на копу пользовались лишь домохозяева, женатые мужчины, имевшие кроме собственности и постоянную оседлость....
Сыновья и братья, не имевшие отдельных хозяйств, а также женщины являлись в собрание только по особому требованию копы.»
Не попадут на копу ВСЕ Берегини ( женчины ), включая Надежду Петровну, не попаду на копу и я
- Пинчуков Евгений т.к. ныне не женат, дача есть, но нет своего домохозяйства.
Ныне мужиков, годных для копы 1 – 3 % от Руских мужчин.
Остальные не семейные, не имеют хозяйства, живут в кварирах, заняты таксистами, охранниками, сидят в думах или на зонах.
В головах людей очень много разных пониманий термина «копное право».
Одно из них это выборность представителей: десятского, сотского, тысяцкого.
Это многоуровневое делегирование своих прав.
А говорят, что копное право это якобы прямое управление народа.
Ныне, при демократических выборах ( они всегда лживые ) мы имеем одноуровневую систему делегирования прав народа ( в США двухуровневая ).
А при копном праве, если его допустить, система могла бы быть многоуровневой.
Поди докричись до того, кому отдал свои права.
Ныне упрощённое ( уплощённое ) копное право нам называют демократическими выборами.
Ныне действует копное право ( право представителей ) в ТСЖ, в дачных и садовых товариществах.
Люди стонут под его гнётом.
Закопёрщики
В нынешних условиях, игнорируя единогласие, «копное право» применяют в ТСЖ,
в дачных и садовых товариществах и в других случаях анархии толпы.
Тогда, когда люди не верят властям, проявляют пассивность, не ходят на собрания.
Тогда «закопёрщики» волю людей подменяют волей «представителей».
Для этого оформляют представителя от 5 -10 квартир или участков.
Теперь уже эти представители участвуют в собраниях с правом голосования.
Обычные члены ТСЖ после этого лишены права голосовать.
Если при этом ещё и отменить политическую систему,
то это привело БЫ к хаосу, анархии, самосуду. К гражданской войной, как на Украине.
К/ст «Беларусьфильм» «Государственная граница» фильм первый 1 серия 1980 год.
К/ст «Беларусьфильм» «Государственная граница» фильм первый 2 серия 1980 год.
«Мы наш, Мы новый....»
Для тех, кто возомнил что он якобы на верху пирамиды власти, за многими рядами охранников.
К/ст «Ленфильм» «Каин XVIII» 1963 год.
Нам нужны Советы на всех уровнях управления.
Советы собираются сами ( по инициативе самих людей ) для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи.
При достижении поставленноой цели совет распускается.
В таких советах может принимать участие ( работать по
«КОЛО» ) любой гражданин общества,
начиная с мальчика или девочки с 5 лет ( умные дети и гении это достояние народа ).
А нам ведь такие и нужны. Такие советы могут осуществлять взаимодействие на базе ОЦП ( Общественной Цифровой Платформы ).
Участники территориально могут быть в разных местах. Вот это Советская власть.
В советах важно соблюдать баланс функций: знаток языка, жрец, старейшина, постановщик целей - генератор идей.
Мы ждём, что именно дети могут стать генераторами идей. Такие советы на деле станут единять поколения.
Пинчуковъ Евгенiй, Новосибирскъ 16 января - 26 ноября 2019 года.
Вопросы, замечания и предложения просим присылать по адресу:
beregini@cvarga.ru