Эрu
Рускiй центръ

Бъегини eсмь

Н о в о с и б и р с к ъ
Поиск
Поиск по сайту
Четверг 19 июля 2018





Усть-Цильма


Кутафина Наталия Семёновна

Красногорочный быстрый хоровод-пляска.
Село Усть-Цильма Коми-пермятский округ.

Кутафина

В феврале 1984 года мне выпала счастливая возможность прохождения курсов повышения квалификации в Москве: в течение целого месяца пополнять профессиональный багаж своих знаний и практического опыта в стенах ГМПИ им. Гнесиных. Очутившись в кругу многочисленных уважаемых и любимых мною друзей–фольклористов, я с охотой отозвалась на приглашение посещения репетиций фольклорных ансамблей, открытых уроков, концертов и обычных занятий, проходивших в стенах различных музыкальных ВУЗов Москвы. Однажды я оказалась на занятии хореографа с солидным стажем работы в фольклорно-этнографических экспедициях – Евгении Васильевны Рудневой.

Из учебно-показательного материала я навсегда запомнила обрядовый плясовой хоровод, традиционно исполняющийся на Красную горку в селе Усть-Цильма. Возможно эти яркие впечатления так и остались бы просто приятными воспоминаниями, если бы не реальная встреча с исполнителями усть-цилёмской «Горки» на Сибирском фестивале Оксаны Ильиничны Выхристюк в Новосибирске. Это выступление стало для меня незабываемым событием жизни. Так в красногорочную пляску Усть-Цильмы я влюбилась навсегда! Двадцать восемь молодых и ярко разнаряженных «в щелка, парчу и бархат» исполнителей, составляющих как оказалось четырнадцать семейных пар, высыпали под «Барыню» на сцену. Весело и искромётно передвигаясь дробным шагом, они дружно сменяли одну фигуру орнамента пляски-хоровода на другую. Вихрем пронеслись усть-цилёмцы по сценическому «полю», синхронно ощущая и поддерживая друг друга, и порождая общее состояние духовного ликования. В душе каждого зрителя возникло состояние экстатического восторга от слаженности общего действа и родового умения каждого участника – индивидуального проявления в общем хороводе. Быстро, ловко, совершенно и многомоментально.

Третья встреча с традиционной культурой Усть-Цильмы состоялась в концертной студии Останкино в октябре 1994 года, названного ООН «Годом Семьи». В Москву были собраны 100 семей «со всех волостей», каждая из которых представляла неповторимые традиции своего края. С тех пор этот хоровод-пляска живёт в моём сердце и бережно сохраняется участниками новосибирского семейного фольклорно-этнографического ансамбля-театра «Радоница». В апреле 1997 года коллектив «Радоница» повторил это обрядовое «действо» на сцене театра «Глобус» в контексте театрализованного праздника «Красная горка» с участием тридцати человек – пятнадцати пляшущих пар. В 1998-ом и 2009-ом годах «Усть-Цильма» исполнялась «Радоницей» на Сибирском фестивале О.И. Выхристюк на сцене ДК им. Чкалова (в 15 и 12 пар). Многократно данная пляска украшала вечёрочное общение молодёжи на Всероссийском фестивале «Дмитриев день» в Екатеринбурге с 1995-го по 2004-ый год. В разные годы обрядовый плясовой хоровод с. Усть-Цильма была востребован в концертном варианте на омском фестивале «Егорий Хоробрый». Интересный «улошный» вариант в исполнении 60 человек (30 пар) получился на омском празднике «Душа России» (на стадионе) в июле 2006г.

24 мая 2009 года в стенах ДК им. Октябрьской революции родился «Новосибирский клуб русского традиционного (этнического) танца «Крутуха». Два раза в месяц мы пляшем «Усть-Цильму» составом 30-40 человек (15-20 пар). Эта пляска очень любима, и с каждым новым днём совершенствуется в исполнении.

1-ое колено (фигура): «наборный хоровод» – приглашение.
Экспозиция действа и поочерёдное «представление» участников пляски. Зачинщицей является активная девушка-хороводница. При первых звуках плясового наигрыша – «Русского» или «Барыни» – она пускается в пляс. Показав своё индивидуальное мастерство в эпизоде сольной пляски (дроби) и задорное, «боевое» настроение, она приближается к выбранному ею парню, топает перед ним правой ногой, тем самым «оттопывая» его; одновременно протягивает ему свою левую руку для объединения в пару и вступления в танец (в танцах, кадрилях и плясках парень традиционно находится слева «от сердца» девушки). Продолжая двигаться парой (против Солнца), приплясывая и держась вдвоём за руки, зачинщица с выбранным кавалером проходят между стоящими участниками общего круга, желающими присоединиться к хороводу. Парень, «не долго думая» (не себе пару приглядывает), выбирает любую рядом стоящую девку, обозначая свой выбор притопыванием правой ноги перед нею; он подхватывает новую участницу пляски своей левой рукой. А приглашённая в танцевальный круг девушка в свою очередь, но более заинтересованно, выбирает и оттопывает себе пару из числа стоящих поблизости парней. Выбор кавалера для девушки важен и индивидуален: тот, кому она отдаёт своё предпочтение, будет плясать с нею до конца «Горки».

Таким образом набирается «цепочка» танцующих, которая продолжает, приплясывая, двигаться вслед за главной хороводницей между стоящей на «поляне» молодёжью. Набор в хоровод продолжается до тех пор, пока не останется ни одного свободного парня: в традиции «девка с девкой» не танцевали. Каждый приглашающий (будь то девица или парень) «оттопывает» нового танцора, поравнявшись с ним, правой ногой, и подхватывает левой рукой. По типу приглашения пары и вступления участников в общий хоровод данный вид усть-цилёмской пляски проявляется как «белый танец»: именно девушка выбирает себе кавалера из общего круга участников праздника. В завершении «наборного» хоровода последним участником всегда будет парень. Зафиксированное в традиции Усть-Цильмы и многократно опробированное в праздничных плясках «Радоницы» количество участников данного действа равняется четырнадцати парам, объединяющим 28 человек (напоминает лунный цикл).

2-ое колено (фигура): «змейка».
Зачинщица продолжает движение против Солнца, «вырисовывая» витиеватые геометрические полукружья и параллели. Она «задаёт» характер, темпоритм и орнамент общего хороводного движения, главным импульсом которого является энергичный наигрыш «Русского». Вся «змейка» движется согласованно, синхронизируя состояние полного взаимодействия и взаимопонимания, дружно приплясывая, и представляет собою единое неделимое целое.

3-е колено (фигура): «завивание капусты».
Последний участник хоровода, парень, (назовём его по количеству пляшущих 28-ым) останавливается на серединной части исполнительского пространства, согласно команде главной хороводницы. Он в данной фигуре под названием «Капуста» выполняет роль «кочерыжки», т.е. сердцевины, вокруг которой зачинщица, двигаясь по спирали против Солнца, закруживает весь хоровод. Закругляющаяся «змейка» геометрически «обнимает»-обматывает «кочерыжку» концентрическими окружностями, расширяющимися от центра к внешней стороне круга, «прорисовывая» спиралевидный орнамент, напоминающий панцирь улитки (встречаются хороводы и с таким названием). При исполнении этой фигуры необходимо соблюдать разреженное расстояние между концентрическими «витками спирали» – равное шагу – (не плотно прилегающие окружности) и свободно опущенное состояние рук пляшущих. Лучше избегать излишней плотности хоровода, которую создают растянутые до предела руки танцоров.

4-ое колено (фигура): «развивание капусты».
Подобные многофигурные орнаментальные пляски-композиции предполагают безостановочное движение хоровода (символизирующее неостановимое дыхание Вселенной, движение планет, изменчивость и вечную неповторимость, инвариантность жизненных процессов). Поэтому, как только завернулась, ещё не остановившись, последняя пара внешнего круга – зачинщица с кавалером, – «кочерыжка» моментально начинает движение «развивания» хоровода. Исходя из самой сердцевины круга последний 28-ой участник пляски выводит танцующих сквозь «ворота», образованные поднятыми руками участников. «Кочерыжка» проходит концентрические круги спирали насквозь (самым коротким путём) и «разматывает», вытаскивает за собою, двигаясь по Солнцу вокруг символического «кочана капусты», весь хоровод, образуя новый большой разомкнутый круг. Важным условием правильного исполнения данной фигуры является целостность общего хоровода, неделимость (неразрывность) его на фрагменты и сегменты, что достигается особым подвижным сцеплением рук танцующих, напоминающим подвижность суставов человеческой руки или ноги: кисти, локтя, колена, голеностопа (без цементирующей хватки). Если «рука в руке» у всех хороводников будет свободно проворачиваться (напоминая лёгкую «вёрткость» шарнира), хоровод легко сохранит свою целостность и в последующих более сложных конфигурациях-плетениях, например, как в движении, называемом «ниточка с иголочкой».

5-ое колено (фигура): «ниточка с иголочкой» по Солнцу.
«Развившийся» и разомкнутый круг танцующих продолжает движение по Солнцу вслед за «кочерыжкой». Парень, возглавляющий это движение, растягивает круг в горизонтальном направлении для получения эффекта геометрического полукруга или «подковы». Как только разомкнутый круг принимает вид полукружия, «кочерыжка» приплясывая, останавливает движение хоровода. В эту же минуту, «многомоментально» подхватывая, как эстафету, импульс общего хороводного движения по Солнцу, главная хороводница-затейница («иголочка») начинает «ныряние» в каждые воротца, получающиеся из поднятых рук танцующих, по направлению от первой пары плясунов к последней. Она увлекает и постепенно протягивает в ворота за собой весь хоровод. Это движение напоминает процесс прошивания ткани иглой, и продёргивания вслед за «иголочкой» нити.

Все участники действа не просто стоят на месте, дожидаясь своей очереди: сначала пропустить «макушку» хоровода через поднятые сцепленные руки, образующие ворота, а затем и самим прокрутиться под своей согнутой в локтевом суставе левой рукой и пройти в последующие врата до «хвоста» фигурной «подковы», но активно приплясывают, дробят, ногами «будят землю», подготавливая её к новому обильному урожаю.

Первые традиционные обрядовые хороводы Красной горки водились на прогретых Солнцем возвышенных участках земли (возможно курганах), которые «воздымались» ближе к Солнцу, быстрее другого пространства первыми освобождались от снега, насыщаясь одновременно обилием влаги для возрождения и роста прошлогодней растительности. На таких возвышенностях скорее появлялась новая трава-мурава (не затоптанная в противовес придорожной) и первыми распускались навстречу Солнцу разнообразные цветы, разбросанные по обрядовой территории красочными пятнами, включающими все оттенки палитры Матушки-Земли.

Именно поэтому подобная возвышенность, «украсно украшенная» Природой, называлась Красной (красивой) горкой. Именно в такие места, располагающиеся между деревнями, собиралась окрестная молодёжь предсвадебного возраста, находящаяся в самом избытке живоносных сил рода, в самом расцвете животворящей энергии будущего чадородия (соответствуя расцвету природы). Именно на Красную горку проводились ритуальные выборы женихов и невест, как, например, известный традиционный обряд-игра «пряники ловить», описанный в книге В.К.Соколовой.

Отплясывая символические хороводные фигуры босяком по тёплой, прогретой Солнцем земле, по шёлковой траве-мураве, разнаряженные в лучшие новые одежды, изготовлявшиеся в течение долгой зимы и Великого поста, юноши и девушки заряжались от Матушки-земли здоровьем перед посадкой и пахатой земли – подготовкой нового урожая – и накануне немногочисленных, но разрешённых общиной, свадеб. А значит перед зарождением новой жизни в природе и семье.
Во время проплясывания фигур-колен ритуального хоровода танцующая в удовольствии и весёлом общении на свежем воздухе молодёжь в то же время активизировала взаимодействие магнитного поля Земли с магнитными полями каждого танцующего участника общего действа, приводя данное взаимодействие к определённой синхронизации и плодотворно воздействуя через стопу ног и ладони рук на нервные окончания всех внутренних органов своего тела, разогревая и закаляя тело и дух для будущих подвигов.

Данные виды быстрых таночных хороводов приводили также к кульминационному пику жизнерадостного и вдохновенного общения молодёжи. А неподдельная искренняя радость, улыбка и смех, позитивные эмоции и приподнятое состояние духовного экстатического восторга тренировали и настраивали иммунную систему на здоровье.

Опыт выстраивания взаимоотношений в общем (общинном) танцевальном круге способствовала также выравниванию духа соперничества и конкуренции в общине, а синхронные энергичные танцевальные движения невольно объединяли индивидуумов-солистов в стройную слаженную общность, что благотворно сказывалось и влияло на совершенствование системы общинного хозяйства, на умение оказывать взаимопомощь в «толоках-помочах», например, или в строительстве дома молодым (новой супружеской паре после рождения первенца) «всем миром». Земля давала лучший урожай, а семьи прибавлялись здоровым потомством.

6-ое колено (фигура): «ниточка с иголочкой» в обратном движении.
Пляшется в обратном порядке: роль «иголочки» выполняет последний парень («кочерыжка»), продёргивающий хороводную «ниточку» в каждые воротца по направлению к первой паре. Участники хоровода проворачиваются теперь под своей правой согнутой рукой. Необходимо отметить и подчеркнуть: в народных праздничных (массовых) плясках всегда существует «распорядитель»-командир (как дирижёр в оркестре), который определёнными (и понятными каждому участнику) движениями-командами упорядочивает очерёдность и синхронность, слаженность исполнения традиционных фигур (колен) данного хореографического построения. Последовательность, чередование и количество (набор) избираемых (варьируемых) хореографических фрагментов, плавно переходящих один в другой, управляется «диспетчерами» (заводилами, зачинщиками), регулирующими общий ход и направление «танцевального действа» в данное время, в данный час. Как народному песенному творчеству, так и хореографической традиционной системе присуща импровизационная основа, вариантность каждого исполнения. Это серьёзное обстоятельство является решающим в народной культуре, определяющим разницу, несхожесть, отличие традиционного танца от постановочного сценического, («срежессированного») его аналога. В красночикойском селе Архангельском (Читинской области), вологодской Нюксенице, пермской деревне Ильинке, в Белоруссии и Усть-цильме сохранились до сегодняшнего дня традиционные многофигурные танцевальные композиции, эдакие «хореографические сюиты сквозного развития», состоящие из самостоятельных, достаточно завершённых хореографических эпизодов (элементов), вариационно выстраивающихся в момент каждого нового исполнения. Данная инструментально-хореографическая форма абсолютно повторяет распространённую в европейской танцевальной (соответственно инструментальной) культуре XVII – XVIII веков модную модель танцевальных сюит. Классическим примером являются известные, популярные «Английские» и «Французские сюиты» Йогана Себастьяна Баха. Диспетчерами, выстраивающими усть-цилёмскую «Горку», являются три участника общего действа: плясунья-зачинщица из первой пары, набирающая хоровод, танцор последней 28- ой пары, или «кочерыжка», и кавалер зачинщицы (из первой пары), берущий на себя роль командира в дальнейших коленах.

7-ое колено (фигура): «круг по Солнцу».
«Кочерыжка»-«иголочка» вытягивает «нить» танцующих и заворачивает хоровод круговым движением по Солнцу. Круг замыкается соединением левой руки «кочерыжки» и правой руки главной затейницы.

8-ое колено (фигура): «закручивание кругов: в центральном – парни».
Далее «командиром» (или «заводилой») для быстрой смены фигур пляски становится кавалер главной хороводницы (а она выбирает «первого парня на деревне», «под стать» себе). Не произнося ни слова, каждое новое колено он оттопывает правой ногой. А поскольку все участники в кругу хорошо видят друг друга, этого движения в условиях слаженного коллектива становится достаточно для синхронной танцевальной «деятельности». По оттопу «заводилы» все парни дружно шагают в центр круга (при этом движение хоровода не останавливается), берутся за руки и двигаются, приплясывая, против Солнца один круг. Таким образом общий вид хоровода представляет собою две концентрические окружности, которые закручиваются в разные стороны: внутренний мужской круг – против Солнца, а внешний женский круг – по Солнцу. Подобное движение осуществляет каждый из нас, желая закрутить, например, винтовую крышку банки, или заводя ключиком часы-будильник, завинчивая шуруп отвёрткой, или отжимая руками мокрую ткань. Во время подобных «операций» каждый ладонью левой руки производит «вращение» в направлении против Солнца, а правой – по Солнцу. Причём вращательное движение двух наших рук при закручивании, завинчивании, отжимании является одновременным и встречным.

9-ое колено (фигура): «раскручивание кругов: в центральном – девушки».
Поравнявшись со своей парой (вследствие противоположного мужского и женского движения «навстречь» пары сходятся очень быстро, через полкруга), «заводила» оттопывает новую фигуру. Парни поднимают вверх соединённые друг с другом руки, образовывая для девушек ворота. Девки дружно ныряют каждая в свои воротца (избранник всегда находится слева от девушки). И оба круга – мужской и женский, – не останавливаясь, продолжают своё движение в заданном ранее направлении. Только теперь девушки пляшут по Солнцу во внутреннем круге, а парни – против Солнца – во внешнем.

10-ое колено (фигура): «корзиночка».
Два круга продолжают встречное противодвижение. По команде «заводилы» парни при встрече каждого со своей парой вновь поднимают руки вверх (не разнимая их в мужском круге). Оба круга – девичий и мужской – шагают навстречу друг другу, не останавливая общего движения хоровода: девки – назад, ныряя в ворота, а парни шагают вперёд, опуская руки и как бы вплетая девушек в мужской круг (набрасывая сцепленные друг с другом руки на каждую плясунью). Получается один общий круг, в котором девушки располагаются между парнями в первоначальном порядке: каждая хороводница справа от выбранного ею плясуна. И девушки, и парни рук не разнимают; только руки мужчин находятся на уровне талии каждой девушки (под грудью). Внешне это напоминает схему плетения корзины. Весь хоровод, не останавливаясь ни на минуту, продолжает двигаться по Солнцу.

11-ое колено (фигура): «круг по Солнцу».
По оттопу «заводилы» все участники хоровода, не прерывая пляс по Солнцу, мгновенно «перехватывают» руки: и парни, и девки «разрывают узы» мужского и женского круга (разнимая руки между собой). А берутся теперь за руки попарно в общем кругу. Получается повторение фигуры 7-го колена.

12-ое колено (фигура): «вывернутый круг».
Теперь всеми фигуристыми изменениями общего хороводного движения руководит первая (она же главная) пара. Мысленно поделив круг пополам и выбрав танцоров, располагающихся точно напротив главной пары, затейница со своим кавалером начинает движение внутрь общего круга, увлекая за собою соседние пары. Супротивная пара, подняв руки вверх, также движется навстречу к ним (внутрь круга), подтягивая за собой ближайших плясунов. Таким образом две супротивные пары встречаются на середине общего круга, который геометрически напоминает в данное мгновение фигуру восьмёрки. Справедливо вспомнить балманскую и ново-орловскую модель подобного деления общего хоровода пополам. Возможно это движение напоминает формы зарождения новой жизни, а именно – процесс деления живой органической клетки. Затейница с кавалером проводит в образовавшиеся из поднятых рук «супротивной пары» ворота весь хоровод, как бы выворачивая круг танцующих «на изнанку», при этом ни на минуту не останавливая «движения Жизни» по Солнцу. Важным условием эстетического эталонизированного варианта исполнения данной фигуры является наибыстрейшее восстановление формы геометрически выстроенного круга, где участники общего хоровода, не разнимающие сцепленных рук с первой фигуры «Горки» (и как бы представляющие единую живую материю), повёрнуты теперь спинами друг к другу (или внутрь круга), а лицами – во внешнее окружающее пространство. Данное преобразование «двукружия» фигурной «восьмёрки» в вывернутый, движущийся по Солнцу круг, происходит через стадию формирования-выращивания одной фигуры из другой. Чтобы общий хоровод не превратился в бесформенную «кляксу», чтобы не деформировалась линия хореографического рисунка, хаотически «растекающегося» в танцевальном пространстве, нужны чётко скоординированные общие действия и усилия каждого. Стремительно «выливающаяся» через импровизированные ворота пляшущая компания должна, «рассыпаясь» в разные стороны по танцевальному полю, как бы «раздувать» пространство круга изнутри, выравнивая вправо и влево очертания окружности. Необходимо максимально дисциплинировать и синхронизировать слаженные действия всей «команды» танцующих.
Важно знание и стремление каждого участника действа: в контролируемом порядке поддерживать индивидуальными усилиями геометрическую форму правильно очерченного круга.

13-ое колено (фигура): «улица» или парный хоровод.
После одного оборота вывернутого круга «зачинщица» и «кочерыжка» разнимают руки. Первая пара останавливается на заранее выбранном месте (возле гармониста), рассоединив руки со второй парой. Общий круг продолжает движение по Солнцу. И вторая пара, оторвавшись от общего круга, выстраивается вслед за первой (друг за другом), не переставая приплясывать под «Барыню». Продолжая «закругляться» справа налево, пары по очереди (от третьей до двадцать восьмой) отпускают руки и строятся в парный хоровод «ручейком» или «улицей». Получается хоровод из четырнадцати пляшущих пар.

14-ое колено (фигура): «расхожая».
Затейница хоровода и её кавалер разворачиваются друг к другу спиной, и начинают двигаться в пляске каждый в свою сторону: заводиха ведёт всех девушек за собою вправо, а её кавалер увлекает мужской состав хоровода влево. И женская, и мужская группа танцующих «описывает» в хореографическом пространстве полукруг (получается совместный круг, состоящий из женской и мужской половинок). Завершая «рисунок» полукруга, девушка и парень главной пары поворачиваются навстречу друг другу, сходятся в середине и продолжают движение по оси круга, взявшись за руки, парным хороводом. Все пары повторяют это движение «след в след».

15-ое колено (фигура): «расхожая наоборот».
Первая пара, приплясывая, доходит по оси круга до места первого «расставания». Мужчины и женщины меняются местами. Парень пропускает девушку перед собой и направляет её по левому полукругу, а сам осваивает в пляске правостороннее полукружие. Все 28 пар повторяют вослед эту фигуру.

16-ое колено (фигура): «парный хоровод».
Второе временное расставание завершается, как и в 14-ом колене, парным хороводом, движущимся по сердцевине круга, Все пары выстраиваются «одна во след другой»: парень правой рукой держит левую руку спутницы.

17-ое колено (фигура): «ручеёк».
Первая пара разворачивается лицом к общему хороводу, парень и девушка перехватывают соединённые руки. Теперь парень поддерживает правую руку партнёрши по танцу своей левой рукою. Остальные 27 пар поднимают сцепленные руки кверху, организовывая ворота для первой пары. Пара, приплясывая, ныряет в каждые ворота, доходит до конца «арочного коридора» и встаёт с поднятыми руками вслед за последней парой. Все пары по очереди (от 2-ой до 28-ой) проходят в воротца до тех пор, пока главная пара вновь не станет первой в общем хороводе. Такая фигура распространена, популярна и любима в разных регионах России, встречается как в молодёжных плясках, так и в детских играх. Повсюду называется «Ручеёк».

18-ое колено (фигура): «волны».
«Волны» являются усложнённым и менее известным вариантом «ручейка». Исходные позиции пляшущих пар однотипны с «ручейком». Только теперь каждая пара (начиная с первой) проходит «арочный коридор» попеременно то ныряя в воротца, то пропуская в свои ворота встречную пару. Данное движение имитирует процесс ткачества. Поэтому желательно оттачивать умение синхронного взаимодействия пар: когда все «нечётные» пары (1, 3, 5, 7…) ныряют в воротца, все «чётные» пары (2, 4, 6, 8…) ворота организовывают. Закономерная чёткость работы ткацкого стана.

19-ое колено (фигура): «челноки».
Тема ткачества продолжается в следующем 19-ом колене. Все парни и девушки поворачиваются друг к другу лицом. Каждый кавалер берёт обе руки своей партнёрши в свои руки. Образовывается замкнутое «семейное» (локальное) пространство каждой пары, называемое регионально по-разному: «корзиночки», «пила», «лодочки», «челноки». Парень и девушка поддерживают друг за друга двумя руками и, имитируя движение челнока в процессе ткачества, перемещаются парой вперёд и назад, обходя при этом поочерёдно все пары общего хоровода. Доходят до края хоровода, и «тем же манером» возвращаются на своё первоначальное место. Важным условием качественного исполнения данной фигуры является соблюдение: синхронности движения «чётных» и «нечётных» пар (когда одни движутся вправо от «стержня» хоровода, вторые должны соответственно двигаться влево) и выверенности амплитуды колебания «челноков». Каждый парень, ведущий свою девушку, должен выверять количество шагов (в идеальном исполнении – четыре шага вперёд и четыре – назад) и размер каждого шага, примеряясь к предыдущей и последующей паре. Фигура «челноки», с характерным раскачивающимся движением пар, хорошо известна в разных губерниях России, в разных вариантах исполнения. В ильинской «Метёлке» (Пермская область) данное движение имитирует процесс распила дерева, поэтому называется «Пила». В сибирской детской игре эта фигура носит название «корзиночек».

20-ое колено (фигура): «крутуха».
Последняя фигура также распространена и популярна в разных территориальных районах России. В хореографических композициях семейских старообрядцев, сибирских кержаков и пермских жителей данный фрагмент танцевальных сюит называется «Чижиком». Парни и девушки разнимают руки и расходятся, двигаясь (пятясь) каждый назад. Получается широкая «улица», по обе стороны которой стоят, обращённые лицом друг к другу, мужская «стенка» (справа) и женская «стенка» (слева). Первая пара сходится в начале «улицы» лицом к лицу. Парень с девушкой проворачиваются сначала по Солнцу, подхватывая друг друга под правый локоть (ладонь каждого на уровне лопатки). Парень прерывает вращение притопом правой ноги. Танцоры первой пары сразу меняют направление движения. Подхватывают друг друга теперь под левый локоток, поддерживая тыльной стороной ладони лопатку партнёра, а проворачиваются – против Солнца.
После данного элемента танца оба расходятся в разные стороны: парень направляется к девичьей «стенке», а девушка идёт кружиться к мужчинам. Поочерёдно прокруживаясь с каждым стоящим, партнёры каждый раз встречаются в середине «улицы» и кружатся за локоть друг с другом. Причём с чужими парами все кружатся за правый локоть, а со своим партнёром – за левый. Таким образом пара проходит до конца улицы и встаёт в качестве последней. Это движение выполняет каждая следующая пара по очереди. Фигура завершается, когда начальная пара вновь становится в общем хороводе первой. Данное движение имитирует плетение пояса, вязание, элементы традиционной вышивки.

В хореографических построениях усть-цилёмской «Горки», в элементах танцевальных композиций прослеживается прямая связь с традиционным русским орнаментом, известным по вышивке и ткачеству, а также – росписи по дереву: солярные знаки, вихревые розетки, ромбы, косые и прямые кресты, свастические элементы, например, в Мезенской росписи. Только все орнаментальные последовательности «вырисовываются» в хореографическом обрядовом действе с помощью совместного вдохновенного творческого взаимодействия большого и сплочённого коллектива разнохарактерных, ярких и талантливых людей (известны примеры хороводов в 3000 участников). Индивидуальность каждого, вплетённая «по зову души» в общий хоровод, улучшает внутреннюю структуру «букета», проявляет многогранность ансамбля, усиливает красочную палитру общей картины, развивает общественное сознание и духовность. М.Н. Мельников видел в усть-цилёмской «Горке» последовательность процессов сельскохозяйственных работ на поле: выращивание и обработку льна, например.
Любые движения развивают мозг и творческий потенциал, а совместные и замысловатые – и тем более.

Новосибирск, 6 мая 2010 года




Подготовил и оформил Пинчуков Евгений, Новосибирскъ 8 марта 2015